<<<= Вернуться на страницу ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Наиболее распространенные ситуации.

Если Вы приобрели товар ненадлежащего качества.

     Пункт 1 статьи 18 закона "О защите прав потребителей" дает потребителю, которому продан товар ненадлежащего качества, по своему выбору потребовать:
    - безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
    - соразмерного уменьшения покупной цены;
    - замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
    - замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
     Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
     В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575.
     Если же потребитель пришел в магазин, чтобы вернуть некачественный товар, а с ним не желают разговаривать и отправляют в сервисный центр, то он должен понимать, что продавец не прав. По закону выбор остается за потребителем: он вправе предъявить требования продавцу по месту покупки, либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю (ст.18 п.2 Закона). В реальности это далеко не всегда так. В некоторых магазинах выбора покупателю не оставляют, отсылая его в сервисный центр. Покупателю приходится ехать на другой конец города, даже если купил он некачественный товар по месту жительства.
     В случае нарушения прав потребителя необходимо, прежде всего, обратиться к Администрации магазина или к частному предпринимателю, которые состоят с потребителем в договорных отношениях, с заявлением, которое пи-шется в двух экземплярах. Один экземпляр с отметкой, сделанной Администрацией магазина (предпринимателем), нужно оставить у себя. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 “Образец претензии при обнаружении недостатка в товаре”.)
     Покупатель в своем заявлении во избежание формальных поводов у продавца затягивать решение вопроса должен указать только одно из вышеперечисленных требований.
     При этом покупатель должен знать, что в случае предъявления требования о безвозмездном устранении недостатков товара ненадлежащего качества или требования о его замене (если на его замену требуется более 7 дней) он вправе требовать от продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) безвозмездного предоставления на время ремонта или замены аналогичного товара в течение трех дней с подачи такого требования.
     В случае отказа принять заявление можно воспроизвести его текст в книге отзывов и предложений предприятия - продавца или отправить его по почте заказным письмом.
     Если Администрация отказалась удовлетворить требования потребителя, возникли трудности в осуществлении его прав, нарушены сроки, установленные Законом для удовлетворения претензий потребителя, можно обратиться в отдел по защите прав потребителей, а также в органы, осуществляющие государственную защиту прав потребителей. В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель также может обратиться в суд.
     Большинство имущественных споров между продавцами и потребителями подведомственны мировому суду (при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления).

     Форма и содержание искового заявления определяется ст. 131 ГПК РФ.
     В исковом заявлении должно быть указано:
     • наименование суда, в который подается заявление;
     • наименование истца ( фамилия, имя, отчество), его место жительства, ад-рес;
     • наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является юридическое лицо, его место нахождения;
     • в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
     • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
     • цена иска, если он подлежит оценке. а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
     • сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законодательством или предусмотрено договором сторон;
     • перечень прилагаемых к заявлению документов.

     Заявление подписывается истцом.
     К исковому заявлению также прилагаются его копии и расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
     В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" иск предъявляется в суд по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. При этом потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины.
     Текст этих заявлений может быть следующий (См. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 “Образец искового заявления в суд о расторжении договора купли-продажи”.)