<<<= Вернуться на страницу ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Наиболее распространенные ситуации.

Моральный вред и основания для его возмещения.

     «За плохо прожаренную сосиску – требую $1.000.000». (Из обращения американского потребителя).

     О миллионе долларов, конечно, даже задумываться не имеет смысла, но определенную сумму – за возмещение морального вреда, потребитель потребовать вправе. Какую и при каких условиях?

     Начнем с определения «морального вреда». Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.

     В соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

     Таким образом, компенсация морального вреда возможна только при наличии ВИНЫ продавца (изготовителя).

     Кто должен доказать вину? Обязанность доказывать отсутствие вины лежит на причинителе морального вреда. При этом он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.

     Когда можно требовать компенсации морального вреда?

     Потребить должен знать, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Это означает, что если продавец уже возместил Вам имущественный вред, компенсацию морального вреда все равно можно потребовать.

     Моральный вред компенсируется только в денежной форме. На практике, конечно же, продавец может предложить в качестве компенсации «подарок» и предложить подписать соглашение о том, что потребитель не имеет никаких претензий к продавцу (изготовителю, исполнителю).

     Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Это означает, что «сумма» морального вреда, может быть как меньше размера имущественного вреда, так и в разы больше.

     Можно «договориться» о размере морального вреда с продавцом (изготовителем, исполнителем) и мирным путем. В практике США есть примеры, когда недобросовестные хозяйствующие субъекты платили потребителям миллионы долларов за их «молчание». Впрочем, зачастую это является основанием для спекуляций со стороны недобросовестных потребителей, стремящихся «отстегнуть» от крупной компании круглую сумму, дабы обеспечить свое существование. То им чай подают слишком горячий, то в инструкции для «микроволновки» не напишут, что в ней нельзя сушить кошек и собак…

     В России, как показывает практика, суммы, присуждаемые по делам о возмещении морального вреда, редко превышают 50.000 тысяч рублей, да и то в самых «жарких» случаях. В реальной ситуации, в зависимости от степени морального вреда (которая для каждого человека – индивидуально), можно получить несколько тысяч рублей. Удовлетворит ли это Вас морально? Ну, если не денежная компенсация, то быть может извинения продавца (изготовителя), или факт публичности процесса, обращения внимания СМИ и т.д.

     И все таки, в какую сумму определить моральный вред? Какими критериями пользоваться? Несмотря на то, что это Ваше субъективное право, любой «перегиб палки закона» будет судом пресечен. Поэтому в качестве критерия можно использовать научные рекомендации. Так, например, в литературе нарушение имущественных прав потребителей оценено в 36 МРОТ (на данный момент 1 МРОТ составляет 100 рублей), а то же нарушение, причинившее значительный ущерб в 144 МРОТ. От этих сумм и отталкивайтесь. Любой «перебор» судом попросту будет ограничен и поставлен в рамки практики по подобным делам.

     При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст.152 ГК РФ). При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.